верю
Святки - древний праздник
Зимние русалии - 24-25.12 / 7.01 Рождество Христово (Коляда, Виноградие, Щедровка, Авсень)
Святые вечера - 1.01 / 14.01 Св. Василия Великого («Васильев день», Новый Год)
Страшные вечера - 6.01 / 19.01 Крещение (Богоявление) (Велесов день)
читать дальше
Полагают, что до принятия христианства святки были торжеством Святовита (одно из имен верховного бога неба - Белбога.) Некоторые производят это слово от старославянского свиатки - души предков. Святочные обряды в древности представляли собой заклинания на весь год и гадания о будущем.
Коляда (коледа) был у древних славян праздником народившегося солнца, днем рождения солнечного года. В ночь на Коляду жгли костры (зажигали древним способом священный огонь, который горел 12 дней), вокруг плясали, с приговорками с гор скатывали горящее колесо.
Болгары называли декабрь коложёг, т.е. месяц возжения солнечного колеса.
Коляда лат. calendae - начало месяца (от calendo - сзывать, выкликать)
коло - круг, колесо (ср. колобок, кольцо, около, околица...)
Римский праздник солнцестояния в честь солнечного бога Митры назывался Рождеством непобедимого Солнца. У древних англосаксов самая длинная ночь предшествовала дню рождения Фрейера (Солнца) и называлась Материнской ночью, т.к. почиталась Матерью Солнца или солнечного года. В Скандинавии святки - юльский праздник (юль - колесо) - год поворачивается колесом. Уподобляли колесу и солнце: «жили в лесу, молились колесу» (русская поговорка).
Позднее праздник Коляды был замещен великим праздником Рождества Христова. Однако у белорусов Рождество до сих пор называется Каледа, и у всех восточных славян сохранилось колядование - комплекс святочных обрядов. Многие из этих обрядов пришли к нам из глубокой древности, когда колядовщики выступали в роли "духов предков", проведывающих своих потомков и приносящих залог урожайного года, достатка, благополучия.
При колядовании обходили дворы, пели колядки, овсеньки, щедровки, виноградья, с пожеланиями здоровья и благополучия хозяевам, позднее также рождественские колядки, прославляющие Христа. На Рождество ходили с детьми, носили с собой "вертеп", показывая представления на евангельские сюжеты.
Канун Рождества называют сочельником. Церковный устав предписывает в этот день строгий пост с полным воздержанием от пищи "до первой звезды", символизирующей рождественскую звезду, возвестившую волхвам рождество Христа. Слово "сочельник" производят от сочиво - зерновая постная каша на конопляном соку с сушеными ягодами или медом (то же, что кутья). Сочиво разрешалось вкушать в сочельник с наступлением вечера.
Авсень (Овсень, Таусень, Баусень) восход солнца, начало светлой части дня, года;
оусинь - синий, блестящий; "просинец-декабрь";
посев; овёс ("Сею-посеваю, с Новым годом поздравляю...");
Колядки различались в зависимости от припева:
Авсеньки - припев "Авсень, Авсень!";
Щедровки - припев "Щедрый вечер!" (колядки в районах, граничащих с Украиной);
Виноградия - припев "Виноградиё краснозелёное!" (северно-русские колядки, особенно протяжённые). Виноград - символ изобилия.
До Х века новый год на Руси начинался с полнолуния в первые весенние дни, близкие к весеннему равноденствию. В Х в. Древняя Русь приняла христианство, а вместе с этим и применявшееся в Византийской империи летоисчесление от «сотворения мира», т.е. с 5508 г. до н.э., и начало года стали отмечать 1 марта (по н.ст. 14 марта - день Евдокии-плющихи). С этого времени на Руси пользовались юлианским календарём, состоящим из 12 месяцев, названия которых были связаны с явлениями природы (в разных местах страны - свои названия). С 1492 г. Новый год на Руси повсеместно стали отмечать по церковному календарю 1 сентября(14 сентября по новому стилю - Семёнов день; 7000 год от "сотворения мира"). Спустя 2 века в 1700г. (7208г.) Пётр I обнародовал указ "лета исчеслять" с 1 января от Рождества Христова 8 дней спустя (т.о. в Российском государстве 1699 г. продолжался 4 месяца: сентябрь-декабрь). К 20в. Россия на 13 суток отстала от Европы, давно перешедшей григорианский календарь. Чтобы сократить этот разрыв в 1918 г. декретом Совнаркома был осуществлён переход на григорианский календарь - "новый стиль". 14 января - день Святого Василия оказался старым Новым годом.
Языческие святки сопровождались гаданиями. Цель гаданий - узнать о будущем урожае. Использовались ритуальные сосуды с водой из 12 колодцев, пели песню хлебу. В позднее время гадания превратились обряд, а кое-где и просто в игру. Цель гаданий - узнать о девичьей судьбе. Гадали с помощью блюда с молчальной водой, украшений и подблюдных песен. Дошедшие до нас подблюдные песни содержат заклинания: "Кому поём - тому добро, тому сбудется, не минуется" и припевы: "Слава", "Слово моё", "Ладу", "Свят вечер", "Илею" (от Илья). Для гаданий было характерно место их проведения (обычно баня), а также снятие участницами с себя нательного креста, всех оберегов, распускание волос.
Были распространены и святочные вечёрки с вечёрочными поцелуйными песнями, представлениями ряженых (игра в покойника со срамной молитвой, продажа коня или козы, дед с бабкой и др.) Поцелуйные окончания вечёрочных песен имели агропродуцирующее значение "Цалуй в уста, чтобы рожь густа..."
Церковь запрещала во время святок гадания и ряжения, основываясь на постановлении Шестого вселенского собора: «Прибегающие к волшебникам, или другим подобным, чтобы узнать от них что-либо сокровенное, да подлежат правилу шестилетней епитимии. ... пляски и обряды, совершаемые по старинному и чуждому христианского жития обряду, отвергаем и определяем: никому из мужей не одеваться в женскую одежду, не свойственную мужу; не носить масок».
Праздник Крещения замыкал двенадцать святочных дней. В этот день Церковь празднует вхождение Иисуса Христа на путь служения людям, начало его проповеди. В день Крещения повсеместно в храмах, на реках, озерах, совершается водосвятие, обряд освящения воды в «ердани» - проруби, сделанной в виде православного креста. Грешивших на святках (одевавших личины, гадавших) купали в проруби.
Зимние русалии - 24-25.12 / 7.01 Рождество Христово (Коляда, Виноградие, Щедровка, Авсень)
Святые вечера - 1.01 / 14.01 Св. Василия Великого («Васильев день», Новый Год)
Страшные вечера - 6.01 / 19.01 Крещение (Богоявление) (Велесов день)
читать дальше
Полагают, что до принятия христианства святки были торжеством Святовита (одно из имен верховного бога неба - Белбога.) Некоторые производят это слово от старославянского свиатки - души предков. Святочные обряды в древности представляли собой заклинания на весь год и гадания о будущем.
Коляда (коледа) был у древних славян праздником народившегося солнца, днем рождения солнечного года. В ночь на Коляду жгли костры (зажигали древним способом священный огонь, который горел 12 дней), вокруг плясали, с приговорками с гор скатывали горящее колесо.
Болгары называли декабрь коложёг, т.е. месяц возжения солнечного колеса.
Коляда лат. calendae - начало месяца (от calendo - сзывать, выкликать)
коло - круг, колесо (ср. колобок, кольцо, около, околица...)
Римский праздник солнцестояния в честь солнечного бога Митры назывался Рождеством непобедимого Солнца. У древних англосаксов самая длинная ночь предшествовала дню рождения Фрейера (Солнца) и называлась Материнской ночью, т.к. почиталась Матерью Солнца или солнечного года. В Скандинавии святки - юльский праздник (юль - колесо) - год поворачивается колесом. Уподобляли колесу и солнце: «жили в лесу, молились колесу» (русская поговорка).
Позднее праздник Коляды был замещен великим праздником Рождества Христова. Однако у белорусов Рождество до сих пор называется Каледа, и у всех восточных славян сохранилось колядование - комплекс святочных обрядов. Многие из этих обрядов пришли к нам из глубокой древности, когда колядовщики выступали в роли "духов предков", проведывающих своих потомков и приносящих залог урожайного года, достатка, благополучия.
При колядовании обходили дворы, пели колядки, овсеньки, щедровки, виноградья, с пожеланиями здоровья и благополучия хозяевам, позднее также рождественские колядки, прославляющие Христа. На Рождество ходили с детьми, носили с собой "вертеп", показывая представления на евангельские сюжеты.
Канун Рождества называют сочельником. Церковный устав предписывает в этот день строгий пост с полным воздержанием от пищи "до первой звезды", символизирующей рождественскую звезду, возвестившую волхвам рождество Христа. Слово "сочельник" производят от сочиво - зерновая постная каша на конопляном соку с сушеными ягодами или медом (то же, что кутья). Сочиво разрешалось вкушать в сочельник с наступлением вечера.
Авсень (Овсень, Таусень, Баусень) восход солнца, начало светлой части дня, года;
оусинь - синий, блестящий; "просинец-декабрь";
посев; овёс ("Сею-посеваю, с Новым годом поздравляю...");
Колядки различались в зависимости от припева:
Авсеньки - припев "Авсень, Авсень!";
Щедровки - припев "Щедрый вечер!" (колядки в районах, граничащих с Украиной);
Виноградия - припев "Виноградиё краснозелёное!" (северно-русские колядки, особенно протяжённые). Виноград - символ изобилия.
До Х века новый год на Руси начинался с полнолуния в первые весенние дни, близкие к весеннему равноденствию. В Х в. Древняя Русь приняла христианство, а вместе с этим и применявшееся в Византийской империи летоисчесление от «сотворения мира», т.е. с 5508 г. до н.э., и начало года стали отмечать 1 марта (по н.ст. 14 марта - день Евдокии-плющихи). С этого времени на Руси пользовались юлианским календарём, состоящим из 12 месяцев, названия которых были связаны с явлениями природы (в разных местах страны - свои названия). С 1492 г. Новый год на Руси повсеместно стали отмечать по церковному календарю 1 сентября(14 сентября по новому стилю - Семёнов день; 7000 год от "сотворения мира"). Спустя 2 века в 1700г. (7208г.) Пётр I обнародовал указ "лета исчеслять" с 1 января от Рождества Христова 8 дней спустя (т.о. в Российском государстве 1699 г. продолжался 4 месяца: сентябрь-декабрь). К 20в. Россия на 13 суток отстала от Европы, давно перешедшей григорианский календарь. Чтобы сократить этот разрыв в 1918 г. декретом Совнаркома был осуществлён переход на григорианский календарь - "новый стиль". 14 января - день Святого Василия оказался старым Новым годом.
Языческие святки сопровождались гаданиями. Цель гаданий - узнать о будущем урожае. Использовались ритуальные сосуды с водой из 12 колодцев, пели песню хлебу. В позднее время гадания превратились обряд, а кое-где и просто в игру. Цель гаданий - узнать о девичьей судьбе. Гадали с помощью блюда с молчальной водой, украшений и подблюдных песен. Дошедшие до нас подблюдные песни содержат заклинания: "Кому поём - тому добро, тому сбудется, не минуется" и припевы: "Слава", "Слово моё", "Ладу", "Свят вечер", "Илею" (от Илья). Для гаданий было характерно место их проведения (обычно баня), а также снятие участницами с себя нательного креста, всех оберегов, распускание волос.
Были распространены и святочные вечёрки с вечёрочными поцелуйными песнями, представлениями ряженых (игра в покойника со срамной молитвой, продажа коня или козы, дед с бабкой и др.) Поцелуйные окончания вечёрочных песен имели агропродуцирующее значение "Цалуй в уста, чтобы рожь густа..."
Церковь запрещала во время святок гадания и ряжения, основываясь на постановлении Шестого вселенского собора: «Прибегающие к волшебникам, или другим подобным, чтобы узнать от них что-либо сокровенное, да подлежат правилу шестилетней епитимии. ... пляски и обряды, совершаемые по старинному и чуждому христианского жития обряду, отвергаем и определяем: никому из мужей не одеваться в женскую одежду, не свойственную мужу; не носить масок».
Праздник Крещения замыкал двенадцать святочных дней. В этот день Церковь празднует вхождение Иисуса Христа на путь служения людям, начало его проповеди. В день Крещения повсеместно в храмах, на реках, озерах, совершается водосвятие, обряд освящения воды в «ердани» - проруби, сделанной в виде православного креста. Грешивших на святках (одевавших личины, гадавших) купали в проруби.
@темы: непознанное